Алексей Владимирович Турчин

Алексей Владимирович Турчин Алексей Владимирович Турчин

17 февраля 2012 года не стало Алексея Владимировича Турчина (для меня, по моему возрасту, дорогого Леши), и я никак не могу поверить, что его нет среди нас, пока еще живых. Когда я бываю в офисе "ИНТААРИ" на Смоленке-33, мне всегда кажется, что сейчас он выйдет мне навстречу с обворожительной улыбкой и спросит: "Как дела, дядя Коля?". А я отвечу, что нормально, мы поговорим и займемся делами. Но, увы, этого уже не произойдет никогда. Теперь живем воспоминаниями.
Я с Алексеем Владимировичем довольно близко познакомился в первом рейсе НЭС "Академик Федоров" в 1987 году. Тогда мы на новом судне совершили кругосветное путешествие вокруг Антарктиды, побывали на всех шести советских прибрежных антарктических станциях. Леша на судне был в отряде научно-оперативного обеспечения под руководством А. В. Дорофеева. Кроме основной работы, Леша много помогал судовой науке в освоении и использовании нового научного оборудования и вычислительной техники.
7 декабря 1988 г. случилась беда — судно, форсируя припай, село на подводную скалу, не обозначенную на карте. Весь отряд Дорофеева вышел на лед, провел тщательное обследование припая и помог подготовить временную взлетно-посадочную полосу для выгрузки и взлета находящегося на борту самолета ИЛ-14. А после устранения повреждений на судне сотрудники отряда пересели на вездеход ГТТ и поехали по припаю впереди судна, намечая трассу в обход подводной скалы.
В свободное от основной работы время практически весь отряд активно участвовал в общественной  жизни  судна.  При  прохождении  экватора  царем  морей,  Нептуном,  был А. В. Дорофеев,  а организатором художественной самодеятельности и душой компании в Новый Год был Леша Турчин. На обратном пути из порта Мадрин (Южная Америка) мы попутно перевезли груз в Европу, в порты Флиссинген, Роттердам и Бремен. Рейс был очень интересный. Мы все убедились, какими прекрасными ледовыми качествами обладает новое судно. С новой силой стали обсуждаться вопросы об организации с помощью этого судна дрейфующей станции в водах Антарктики.
После возвращения Леша вернулся к работе в отделе совершенствования системы методов ледовых наблюдений. Я занимался подготовкой рейса НЭС "Академик Федоров" в море Уэдделла совместно с немецким научно-исследовательском судном "Поларштерн".
Следующая наша деловая встреча произошла в июне 1990 года. Это была командировка в Финляндию, в Институт полярных исследований. В поездке участвовали А. И. Коротков, А. В. Турчин и я. Целью командировки были консультации по поводу ожидаемых ледовых условий в море Уэдделла и составление договора между институтами об обмене ледовой информацией в преддверии летнего антарктического сезона 1991–1992 гг. Директор финского института, кроме всего прочего, был озабочен поиском судна для обеспечения расположенных в районе моря Уэдделла трех скандинавских станций: Або, Васа и Тролл. Здесь Алексей Владимирович проявил свои блестящие способности и уговорил финского директора взять в аренду наше судно — НЭС "Академик Федоров", в ледовых качествах которого мы нисколько не сомневались. А мы с Лешей после встречи просидели в номере гостиницы почти целую ночь и составили график движения "Федорова" в 37 САЭ (Советской Антарктической экспедиции). После возвращения в Ленинград время было очень напряженное.

Вместе с подготовкой 37 САЭ мы начали готовиться к объединенной Скандинавской антарктической экспедиции на НЭС "Академик Федоров". Но нельзя было забывать и об организации в западной части моря Уэдделла российско-американской дрейфующей станции. Все эти три гран-диозные задачи должны были быть выполнены в одни и те же сроки, в короткое антарктическое лето 1991–1992 гг.
Алексей Владимирович взялся состыковать все три проекта с использованием только одного судна — НЭС "Академик Федоров". Это ему блестяще удалось. Здесь ему помогла не только удача, но и талант организатора, неиссякаемая энергия и трудолюбие.
В 1989 году было создано совместное Советско-Канадское предприятие "ИНТААРИ", где Алексей Владимирович стал заместителем генерального директора,   а  с  1997  года  до  последних  дней  был бессменным генеральным директором предприятия. Талант и организаторские способности Алексея Владимировича проявились во время работы здесь. Вся его деятельность была направлена на организацию и логистическую поддержку российских и международных экспедиций в Арктике и Антарктике. Тогда же, в 1991 году, я исполнял обязанности начальника сезонной части 37 САЭ на НЭС "Академик Федоров". Но, как у заместителя директора ААНИИ, у меня было много другой, не менее важной, работы. Сыпался Север, закрывались полярные станции, не хватало денег, закрылась последняя дрейфующая станция Северный полюс-31. И, проводив экспедицию до Гетеборга, я со спокойной совестью передал руководство сезонными работами молодому заместителю генерального директора "ИНТААРИ" Турчину. Я видел, как он начал работать, как готовился к экспедиции, поэтому был уверен, что работа будет выполнена на высшем уровне. Когда я прилетел в январе 1992 г. в Монтевидео на открытие дрейфующей станции Уэдделл-1, то убедился в этом лично. 12 февраля 1992 г. в торжественной обстановке состоялась церемония открытия первой в мире дрейфующей на морском льду Антарктики научно-исследовательской станции Уэдделл-1. На следующий день судно отошло от льдины, оставив на ней 32 полярника, и продолжило свои работы в Южном океане. Поддержка Скандинавской экспедиции 1991–92 гг. была проведена блестяще. В период с 17 по 23 февраля все операции у станций Тролл, Або и Васа были закончены, и 5 марта НЭС "Академик Федоров" опять прибыл в Монтевидео, где участники Скандинавской экспедиции покинули борт судна. В успешном завершении работы с финнами была большая заслуга Алексея Владимировича Турчина.

На обратном пути в Ленинград уже на борту НИС "Профессор Зубов" мы зашли в порт Кейптаун для пополнения судовых запасов. Там Алексей Владимирович встречался со старым знакомым по экспедициям в Арктике В. Е. Калязиным, проживавшим на тот момент в Кейптауне. После этого визита у Алексея Владимировича и зародилась мысль об использовании Кейптауна как промежуточной перевалочной базы между Россией и Антарктидой. А до этого, еще в 1994 году, коллектив "ИНТААРИ" под руководством А. В. Турчина  выполнил большую ответственную работу по логистическому обеспечению Российско-Шведской арктической экспедиции "Экология тундры-94" на борту НЭС "Академик Федоров". Экспедиция длилась с 30 мая по 13 сентября и проходила в три этапа.

На  первом  этапе  за  логистическое обеспечение отвечал А. В. Турчин, за остальные два (после Хатанги) – Н. А. Корнилов. Причем я стал участником этой экспедиции с легкой руки Алексея Владимировича, за что ему сердечно благодарен. Экспедиция прошла весьма успешно во многом благодаря "ИНТААРИ" под руководством А. В. Турчина. После был организован целый ряд международных арктических экспедиций, таких как "Таймыр", "Берингия" и другие. Лидером во всех этих проектах с российской стороны был Алексей Владимирович Турчин. Начиная с 1993 г. он организует круглогодичный фрахт НИС "Профессор Мультановский" для участия в туристических рейсах в Арктике и Антарктике. К этому моменту "Мультановский" остался без государственной поддержки, и поэтому инициатива А. В. Турчина помогла сохранить рабочие места экипажу и тем самым создать подсменный состав для НЭС "Академик Федоров".
В 2001 г. Алексей Владимирович занялся организацией межконтинентальных перелетов из Кейптауна на ледовый аэродром антарктической станции Новолазаревская на самолете Ил-76 ТД. Через два года эти разовые полеты превратились в международную корпоративную авиационную программу DROMLAN, воздушным оператором которой стала созданная А. В. Турчиным компания ALCI. В этой программе принимают участие 11 национальных антарктических программ, работающих в районе Земли Королевы Мод. Компания ALCI обеспечивает не только межконтинентальные, но и внутренние полеты между станциями и базами этих национальных экспедиций. В организации подобных проектов Алексей Владимирович Турчин проявил незаурядные качества менеджера высокого уровня, эффективного аналитика и предприимчивого бизнесмена.

Многие сотрудники института и ветераны полярных экспедиций хорошо помнят благотворительные акции, проведенные Алексеем Владимировичем. Он оказывал финансовую поддержку в проведении конференций и юбилеев, издании книг, подготовке фильмов по полярной тематике, приобретал дорогостоящие лекарства и помогал оплачивать операции нашим пенсионерам.
Трудно, трудно поверить, что нет среди нас нашего дорогого Леши. Но, увы, с этим приходится мириться. И наша обязанность — продолжать начатые им важные и нужные для полярной науки дела. Его профессионализм, искренность в общении и способность решать трудные задачи могут служить примером для всех. Светлая память об Алексее Владимировиче навсегда останется в наших сердцах.

 

Николай Александрович Корнилов

Почетный полярник,
Герой Социалистического труда,
Заместитель директора
Арктического и Антарктического
научно-исследовательского института
с 1976 по 1994 год,
Главный специалист
по экспедиционным работам "Компании ИНТААРИ"
с 1994 по 2002 год

Воспоминания Николая Александровича Корнилова — первый шаг на пути к изданию Книги памяти Алексея Владимировича Турчина. "Компания ИНТААРИ" обращается ко всем, кто был знаком с Алексеем Владимировичем, с просьбой поддержать эту инициативу и продолжить работу над Книгой. Мы обязуемся отредактировать все присланные материалы, включая фотографии, и взять на себя подготовку этой книги к изданию.


Воспоминания и фотографии к книге просим присылать на электронный адрес post@http://intaari.ru
или по адресу:

ООО «Компания ИНТААРИ»,
Россия, 198206, Санкт-Петербург,
Петергофское шоссе, 73, (территория ЛЭМЗ)

 

С уважением,
коллектив "Компании ИНТААРИ"